?

Log in

No account? Create an account
Agnes Vogeler [entries|archive|friends|userinfo]
Agnes Vogeler

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Рейландер - 2 [Sep. 8th, 2006|02:07 pm]
Agnes Vogeler
[Tags|]

Представляю Оскара Гюстава Рейландера – английского фотографа шведского происхождения, который был заметной персоной художественной жизни своего времени и навсегда вошел в историю фотографии.




Подобно многим фотохудожникам 19 века, Рейландер начинал как живописец, учился в Италии, зарабатывал на жизнь написанием портретов, копированием и литографией. Около 1841 года переехал в Англию и поселился в Линкольне, в 1846 перебрался в Вулвергемптон, а в 1862 – в Лондон.
Возможностями фотографии заинтересовался в начале 1850-х. В 1853 году он посетил лондонского фотографа Николаса Хеннемана, обратившись к нему с просьбой преподать несколько уроков фотографии, желательно в течение одного дня, чтобы успеть на обратный поезд в Вулвергемптон.:))) Таким образом, Рейландер, по его словам, изучил основы калотипии за три часа и мокроколлодионный процесс – за полчаса.

Работа Рейландера наглядно демонстрирует, чем была и чем пыталась стать фотография в 19 веке. Разумеется, это только один, но весьма показательный аспект.
Рейландер считал, что, во-первых, фотография призвана играть в искусстве ту же роль, что пар в навигации: цель остается прежней, но может быть достигнута гораздо быстрее. Не столь важно, каким инструментом пользуется художник - кистью или камерой - главное, чтобы он смог осуществить свой замысел изящно и выразительно, опираясь на уроки старых мастеров, разумеется. Только разум и чувства художника, а не средства, которые он использует, делают его работу произведением искусства. Во-вторых, фотография сможет сделать художника более вдумчивым живописцем и внимательным рисовальщиком.

Рейландер много времени проводил, создавая фотографические повторения и вариации отдельных фигур и композиций из работ любимых живописцев прошлого, находя ошибки или подтверждая их жизнеподобие.
Увлеченный своими «штудиями», Рейландер анализировал работы прославленных живописцев, стремясь создать некий фотографический эквивалент. Некоторые из этих «штудий» выставлялись как самостоятельные произведения, большинство же задумывалось в качестве этюдов для будущих композиций или материала, который может быть использован другими художниками в познавательных целях.

«Ифигения иди Вечернее Солнце» – пример подобных работ Рейландера.




В «штудиях» задрапированных моделей он добивался, в частности, изящества очертаний фигуры и складок. К неудовольствию своих моделей, он применял классический метод «мокрой драпировки», увлажняя тонкую ткань, и окрашивая ее с помощью кофе, чтобы добиться эффекта «простоты и живописности Классики».

Результат практического применения «штудий» можно видеть в известной аллегории Рейландера «Два пути жизни».





Эта масштабная работа, принесшая Рейландеру известность, сделана в технике «композитной» фотографии, которую по-видимому, Рейландер же и изобрел (впоследствии ее применяли и другие фотографы). Сущность ее состояла в составлении композиции из нескольких негативов. «Два пути жизни» сделаны более чем с 30 негативов, использовано около 20 моделей, потрачено шесть недель работы. Размер композиции – примерно 40х80 см.
Два юноши, сопровождаемые Мудрецом или Философом готовятся избрать свой жизненный путь. Один прислушивается к голосам фигур, олицетворяющих всяческие пороки – Пьянство, Безделье, Азартные Игры и Проституцию. Другой склоняется к Трезвости, Достоинству, Благочестию и т.п.

Аллегория демонстрировалась на Выставке Сокровищ Искусства в Манчестере в 1857 году. Перед выставкой Рейландер удостоился высочайшей аудиенции в Букингемском дворце, где представил «Два пути жизни» Принцу Альберту. Ее Величество и Его Высочество благосклонно отнеслись к работе и приобрели копию за 11 гиней, однако художественная общественность отнеслась к работе неоднозначно. В претензиях, предъявляемых Рейландеру, отмечалось, во-первых, претенциозность подобной попытки соперничества с живописью, а во-вторых, балансирование на грани непристойности. Как известно, нагота в фотографии - совсем не то же самое, что нагота в живописи.:))

После Манчестера работа «Два пути жизни» демонстрировалась также представителям Бирмингемского Фотографического общества, которые встретили ее скорее с одобрением. Затем она должна была выставляться в Эдинбурге на выставке Шотландского Фотографического Общества, но шотландцы отказались ее экспонировать, - разве что на будущий год, при условии, что сомнительная половина композиции будет прикрыта занавеской.
:)))))

Кстати, подобный метод печати готового «позитива» с нескольких негативов не признавался во Франции и местное Фотографическое Общество запрещало своим членам выставлять фотографии, сделанные подобным образом. Считалось, что это угрожает формальной согласованности изображения (эта точка зрения не была лишена оснований) и извращает сущность фотографии. Об этом же говорили и многие британские критики. Рейландер возражал на это, что он, как и любой художник, просто составляет композицию, чтобы наилучшим образом выразить свой замысел. Многие фотографы в этом отношении пошли по пути, проложенному Рейландером.
Одним из самых известных таких фотографов был Генри П. Робинсон о котором, возможно, я еще напишу:




В этом состоял парадокс ранней фотографии, который прослеживается еще в ряде моментов: имея дело с инструментом, идеально подходящим для фиксирования фрагментов и моментов реальности, для наблюдения ее «непричесанности», фотографы еще не скоро пришли и разработке подобных вопросов, все время оглядываясь на законы и изобразительные коды живописи.

Таких сложных композиций Рейландер впоследствии уже не делал. Гораздо большей популярностью среди критиков пользовались его жанровые фотографии. В них интуитивно ощущалось большее соответствие средства изображения предмету изображения, - «голландский реализм против итальянского идеализма». Жанровые фотографии Рейландера в основном соответствуют двум категориям: сюжеты из жизни низших классов – беспризорники и рабочая беднота и сценки из жизни среднего класса – вращающиеся вокруг домашних, семейных тем.

Здесь Рейландер обычно не упускал возможности пуститься в легкое морализаторство или ненавязчиво поднять какую-нибудь большую тему - Бедность, Классовая Структура и т.п. Эта категория работ Рейландера является еще одной наглядной иллюстрацией характерных принципов мышления викторианских фотохудожников. И соотношения «правды жизни» и «принципов искусства» в их работах. В противоположность тому, что можно было бы предположить, здесь Рейландер черпал свои идеи не из воображения, а из наблюдений. И всячески подчеркивал непосредственность и живость впечатления, стремление сохранить его. Он не раз рассказывал о том, как наблюдая какую-то интересную сцену, и желая ее запечатлеть, он стремился заполучить в студию реальных участников события и подлинные предметы. Однако вся «непосредственность» воспроизводилась заново в студии, компоновалась, а участники некоторое время пребывали в неподвижности, заняв свои «естественные» позы. Вот пара примеров.

Одной из наиболее популярных работ Рейландера является «Бедный Джо». В Лондоне Рейландер обратил внимание на беспризорника, спящего на крыльце. Вернувшись
В Вулвергемптон, он нашел похожего ребенка, нарядил в лохмотья, усадил в нужной позе и сфотографировал. Фотография демонстрировалась публике в 1861 году и вызвала большой интерес, в том числе и тем, что привлекла внимание к общественной проблеме. Вот эта фотография дает представление о подобных сюжетах Рейландера:




Фотография «Сохраняйте достоинство»




сделана по впечатлению от игры детей, которые, по воспоминанию друга фотографа, передразнивали важных дам, вооружившись «зонтиками» из палок и тряпок, приговаривали: «Сохраняйте достоинство». Один мальчик, не сумевший найти себе «зонтика», спрятал лицо в платье соседа. Рейландер, якобы, подружился с детьми, привел их в студию, где предложил свободно располагаться и продолжать игру. И сфотографировал их, когда они перестали обращать на него внимание. Очевидно, этот анекдот содержит часть истины, но обнаруживает очевидные неточности. На фотографии все дети являются девочками, несут листья вместо палок и тряпок, изображение хорошо скомпоновано и дети сохраняют неподвижность достаточно долго для того, чтобы получилась фотография без сдвигов. Сам
эпизод и, возможно, некоторые участники взяты из реальной жизни, но композиция, позы и освещение были организованы Рейландером так, чтобы привести их в соответствие со стандартами, принятыми в традиционных искусствах. Фотография подразумевает комментарий, высмеивающий глупость и чванство, но Рейландер смягчает его юмористической интерпретацией и использованием детей в качестве проводников морали.
В 1871 году Рейландер сотрудничал с Чарльзом Дарвином, принимая участие в иллюстрировании книги «Выражение эмоций у человека и животных». Рейландер сделал около 18 или 20 фотоиллюстраций и сам позировал для пяти из них. Фотография «Огорчение»




иллюстрирует утверждение Дарвина, что сведенные брови (сокращение мышц вокруг глаз) и опущенные уголки рта – универсальные знаки этого состояния. По свидетельству Рейландера, ребенок в самом деле расплакался сразу после того, как фотографирование закончилось.

О Рейландере и его работе можно рассказать еще много интересного. Например о том, что он был женат на женщине вдвое моложе себя (впрочем, это вовсе не так интересно), был прекрасным стрелком и использовал кошку в качестве экспонометра.:)) Википедия
упоминает о том, что в ранние годы он делал эротические фотографии. Я не упомянула еще о его фотографическом сотрудничестве с Льюисом Кэрроллом и творческом общении с выдающимися деятелями британского искусства.

Некоторые источники:
Stephanie Spencer. O.G. Rejlander: Art Studies/ British Photography in the 19th century. The Fine Art Tradition. – Cambrige, 1989

http://www.localhistory.scit.wlv.ac.uk/articles/photos/Rejlander/Rejlander2.htm

Еще о Рейландере можно почитать здесь

Также о нем писала crivelli здесь

Коллекция некоторых работ Рейландера:
http://www.eastman.org/fm/rejlander/htmlsrc2/rejlander_sld00001.html
linkReply

Comments:
[User Picture]From: melbaa
2006-09-08 03:41 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: crivelli
2006-09-09 05:12 pm (UTC)
Скажите, а в чём заключалось "фотографическое сотрудничество с Льюисом Кэрроллом"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2006-09-09 06:22 pm (UTC)
Насколько я знаю (и об этом же сообщает Википедия), Кэрролл коллекционировал фотографии Рейландера с детьми, посещал его студию и они вели переписку по фотографическим вопросам. Рейландер фотографировал Кэрролла :))


Кроме того, Рейландер общался с Джулией Маргарет Кэмерон (еще одним замечательным фотографом, о которой уже писали в сообществе, я тоже собираюсь написать о ней кое-что), а значит наверняка был вхож в кружок интеллигенции, группировавшийся вокруг Теннисона, в который входил и Кэрролл.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: crivelli
2006-10-02 11:59 pm (UTC)
Спасибо, за объяснения! Я заглянула параллельно в биографию Л.Кэрролла и там тоже было о дружбе Кэрролла и Рейландера, а кроме того, и об ученичестве Кэрролла.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2006-09-09 06:36 pm (UTC)
P.S. Ну и о том, что Кэрролл сам фотографировал маленьких девочек вроде все знают? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sneznayaneznost
2006-09-09 05:20 pm (UTC)
Спасибо. Эти детские постановочные фотографии - идеальная иллюстрация для викторианской детской морализаторской поэзии:))
Про сотрудничество с Кэрроллом тоже было бы интересно узнать...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2006-09-09 06:25 pm (UTC)
<< Эти детские постановочные фотографии - идеальная иллюстрация для викторианской детской морализаторской поэзии:))>>

Да уж :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alien_mouse
2006-09-09 07:27 pm (UTC)
Очень интересные работы. Как сильно все же отличается взгляд людей другой эпохи от нынешнего...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2006-09-10 07:59 am (UTC)
В общем, да, сильно. Но я теперь уже, насмотревшись на фотографии, начинаю находить черты сходства. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alien_mouse
2006-09-10 10:34 am (UTC)
Да, общее все равно имеется. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: camomililla
2006-09-10 10:38 pm (UTC)
Извините за офф: но как здесь можно задавать вопросы, собственно за этим зарегестрировалась в ЖЖ, но нахожу только как оставить комментарии. Спасибо за помощь :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alien_mouse
2006-09-11 07:30 am (UTC)
Так в комментах и оставьте вопрос. :) Только вы точно уверены, что хотели оставить его мне, а не Агнес? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: camomililla
2006-09-11 11:48 am (UTC)
Я бы для всех хотела вопрос задать :) Как вы новые темы начинаете? Например, эту про фотографии?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alien_mouse
2006-09-11 12:53 pm (UTC)
В ЖЖ есть кнопочка - сделать запись в свой журнал, с карандашиком. Жмете ее и пишете :)
Я думаю вам, как новичку, пригодится вот эта ссылка: http://wildmale.livejournal.com/26455.html
Там есть ответы на большинство ваших вопросов. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: camomililla
2006-09-11 01:32 pm (UTC)
Спасибо огромное! Еще раз извините за засорение топика :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2006-09-11 06:10 pm (UTC)
Да, я по этой ссылке тоже часто хожу, потому что сама ничего не умею. :))) Camomililla, добро пожаловать в ЖЖ. :)) вы, наверное, хотите в сообществе викторианцев что-то написать? :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2006-09-11 06:31 pm (UTC)
О, я вижу, Вы уже написали. :)) ЗдОрово! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2006-09-11 06:13 pm (UTC)
Эта ссылка - просто спасение :)) Только я теперь начинаю понимать, что мне уже не хватает этой шпаргалки. Хочется больше :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alien_mouse
2006-09-11 06:48 pm (UTC)
Есть еще семаджик и прочие прибамбасы. Но я не пользуюсь, я ж мало пишу.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: agnesvogeler
2006-09-19 07:07 pm (UTC)
Отлично, спасибо большое.
(Reply) (Parent) (Thread)