Agnes Vogeler (agnesvogeler) wrote,
Agnes Vogeler
agnesvogeler

Блюменфельд - золотая середина гения

Моя прошлогодняя статья про Эрвина Блюменфельда для "Фото и техники".

02-Erwin-Blumenfeld.jpg

Этой весной на биеннале «Мода и стиль в фотографии» выставка Эрвина Блюменфельда – один из главных номеров программы. Его творчество как будто вбирает всё самое лучшее и стереотипное (то есть классическое), что в нашем представлении составляет хорошую фотографию. Обнажённая натура (естественно, женская) – изящная, нежная, но не чувственная, почти не эротичная. Остроумные эксперименты с формой, цветом, фактурами и техническими возможностями фотографии – всё самые замечательные открытия авангарда 30-х годов: коллаж, монтаж, выделение фрагментов, соляризация, визуальные загадки, зеркала и отражения, мультиэкспозиции, необычный взгляд на привычное. Классическая fashion-фотография 30-50-х – изысканная, сдержанная, аристократическая роскошь. Биография Блюменфельда, полная приключений и драм, так же в своём роде классична: в том, как он проживал свою жизнь и в том, как относился к искусству. Немецкий еврей, в юности хлебнувший ужасов Первой мировой, поживший в разных странах, сражающийся с обстоятельствами, побывавший в лагерях и, в конце концов, обосновавшийся в Нью-Йорке, где его сразу ждал успех. Незнание языка, большая семья, трудности эмиграции не мешают, если у тебя есть талант, репутация, воля к жизни и неослабевающая тяга к самовыражению в творчестве.

271010.jpg


Отношение Блюменфельда к фотографии также вполне типично для классика первой половины и середины века. Он любит женщин, он одержим женскими формами и красотой, но его ню холодны, он намеренно отстранён. Восхищение, вожделение, страх он трансформирует в деформации, деконструкции, причудливые гротески. Не слишком, впрочем, радикальные. Типичный подход сюрреалиста к женской натуре, но не нарушающий границ благопристойности, не противоречащий привычным, традиционным понятиям о красоте, но и не угождающий массовому вкусу. («Beauty doеsn’t have to be pretty» - «Красота не должна быть «хорошенькой») В Америке Блюменфельд – остроумный, высококультурный и высокооплачиваемый fashion-фотограф. Воплощающий изысканные визуальные формулы, любящий живописные ассоциации, виртуозно работающий с цветом, придумывающий нестандартные приёмы и получающий эффектные фотографии. Простые и изящно-лаконичные, но выглядящие настолько необычно, что даже профессионалы часто не понимают, как они сделаны. И при всём этом Блюменфельд не считает свою деятельность на этом поприще искусством и творчеством. Коммерческая фотография недостаточно благородна. Тщательно отобранное самим Блюменфельдом портфолио – книга «Сто моих лучших фотографий» включает лишь четыре снимка, сделанных для глянца. Этой точки зрения придерживаются многие классики, разделяя работу «для себя» и «для заработка». И они же уходят из модной индустрии в начале 60-х, когда наступают новые времена и некие условные стандарты попираются даже и здесь, в угоду «массовому», «доступному», «вульгарному». Обозреватель одной из выставок Блюменфельда из Financial Times – Фрэнсис Ходжсон назвал Блюменфельда более остроумным экспериментатором, чем Ман Рей и более выразительным в качестве fashion-новатора, чем Ирвинг Пенн. Мнение не каноничное, но возможное. Вероятно, Блюменфельда можно назвать Рафаэлем мира fashion- и арт-фотографии. Золотой стандарт, золотая середина, но «середина гения» - абсолютная гармония, синтез реализма, стилизации, красоты, женственности, грации, вкуса. И всё это сформировалось и сложилось из неотъемлемых компонентов, ассоциирующихся с художественной средой начала века – бунт, эксперимент, сомнения, нонконформизм, дадаизм и сюрреализм.

05-Erwin-Blumenfeld.jpg


При всей образцовости и эталонности история и творчество Блюменфельда, разумеется, не лишены мелких частностей, «пунктумов». В аннотации к выставке говорится, что его жизнь и работа могут «служить документальным источником по истории мировой социально-политической сцены» соответствующего периода. Как видим, это действительно так и это очевидно даже при поверхностном взгляде. Но есть и мелочи, тем не менее, значимые. Например, рассматривая фотографии из “Vogue”, вдруг замечаешь морщины вокруг глаз модели и понимаешь, насколько отличается аристократичный гламур 40-х от современных стандартов. Модели Блюменфельда выглядят зрелыми женщинами, с осмысленным взглядом и личной историей, пусть и неразличимой под бронёй безупречной элегантности. Или вот, например, интересный факт – Блюменфельд был первым, кто сфотографировал для “Vogue” чернокожую модель – Бани Йелвертон, в 1958 году. Правда, поместив на краю кадра, чтобы, в случае общественного возмущения, отрезать её. Личная жизнь Блюменфельда вполне укладывается в представления о патриархальной «богеме» - с молодыми любовницами и прочими шалостями, но именно ему приходит в голову разыскать и сфотографировать обнажённой 80-летнюю модель Родена, в юности позировавшую для знаменитой скульптуры «Поцелуй». Что говорит о том, что он задумывается о разнообразии чувственного опыта и о том, как он претворяется в образах искусства и медиа. Судя по автобиографии, а также по воспоминаниям знавших его людей, Блюменфельд никогда не относился к себе и своей работе всерьёз, так же, как видимо и ко всему окружающему миру. Впрочем, ирония и едкий сарказм его текстов не противоречат эскапизму его творчества. Человек, переживший войну, тревожные тридцатые, лагеря, переезды, влюблённости и славу, разработавший эталоны и образцы фотографического мастерства для современников и потомков, в конце концов, совершивший экстравагантное самоубийство, - вот кто такой Эрвин Блюменфельд. И мы ещё не всё о нём знаем. После его смерти отпечатки, рисунки, коллажи и негативы были поровну поделены между тремя детьми и молодой любовницей. До последнего времени всё это так и существовало в раздробленном виде, многое никогда не выставлялось и не публиковалось. Сейчас его внуки работают над тем, чтобы собрать всё воедино и систематизировать, хотя бы виртуально. Так что, возможно, впереди нас ещё ждут открытия. Едва ли принципиальные и крупные, но наверняка небезынтересные для истории фотографии, моды и наших взглядов на прошедшее столетие.


1936.jpg


blumenfeld-untitled-new-york-1944-web.jpg


thumbs_erwin-blumenfeld-24.jpg


thumbs_erwin-blumenfeld-20.jpg


thumbs_erwin-blumenfeld-21.jpg



Блюменфельд.jpg


1950.jpg


271006.jpg


271014.jpg


271022.jpg


271046.jpg


Blue Mermaid, 1943.jpg


Blumenfeld2.jpg


ERWIN-BLUMENFELD-Decoltee.jpg


girl-with-gloves_1949.jpg


p101bis.jpg


p103.jpg


Profiles,1943.jpg



thumbs_erwin-blumenfeld-2.jpg


thumbs_erwin-blumenfeld-3.jpg


thumbs_erwin-blumenfeld-7.jpg


thumbs_erwin-blumenfeld-8.jpg


thumbs_erwin-blumenfeld-11.jpg


thumbs_erwin-blumenfeld-12.jpg



thumbs_erwin-blumenfeld-14.jpg



thumbs_erwin-blumenfeld-25.jpg


Untitled-1950_2565970a.jpg


271030.jpg
Tags: фотография
Subscribe

  • Iiu Susiraja

    Хочу поговорить про Ииу Сусирая (Iiu Susiraja). Наверное, её все знают. Многие любят её творчество и вдохновляются, а те, кто не любят – всё равно…

  • (no subject)

    Мой ЖЖ не мёртв, он просто заторможен и подморожен. Думаю над новыми форматами блогов. Фейсбук и инстаграм популярны, но неудобны, порочны и…

  • ФАЛЬШИВЫЕ МЕРТВЕЦЫ. Остерегайтесь подделок.

    За последние десять лет, благодаря интернету, широкая общественность познакомилась с таким явлением, как посмертная фотография 19 века. Сначала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments