Home

Advertisement

Agnes Vogeler - Thomas Demand [entries|archive|friends|userinfo]
Agnes Vogeler

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Thomas Demand [Mar. 15th, 2008|11:31 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]






Томас Деманд - не первый, кто обращается к вопросам функционирования фотографических образов в медиа-пространстве и их влияния на формирование картины мира. Он (мир) наводнен фотографиями, фотографическая реальность более реальна, чем реальная реальность; мы составляем свои представления, полагаясь на окружающие нас с рождения фотографии (а также кино, телевидение и т.п.). Мы доверяем им, мы ждем от них подтверждения реальности события - "это было, потому что я видел это по телевизору". Мы больше полагаемся на "снятые" изображения, чем на собственный взгляд, мы сравниваем реальность с фотографиями и кинокадрами, а не наоборот и т.д., и т.п





Но слишком доверять фотографии - безрассудно и опасно. Смотрите, как легко все оборачивается иллюзией, фантомом, обманом зрения. Сфабриковать, обмануть, одурачить, ошибиться, неверно истолковать, сделать неправильный вывод, не заметить, принять за другое, намеренно исказить...



Насколько глубоко мы увязли во всем этом? Как далеко простирается наше доверие? Насколько легко нас ввести в заблуждение? Надежна ли наша память? Насколько совпадает наш образ мира и самих себя с объективной реальностью? Существует ли объективная реальность? Откуда мы знаем?



Все эти вопросы мусолятся уже не первое десятилетие, причем средствами самой же фотографии. Фотографы-концептуалисты, артисты-постмодернисты проговаривают проблемы на разные лады. Томас Деманд, чья деятельность заметна широкой публике приблизительно с 1993 года, вносит свой вклад.



Все, что вы видите на этих фотографиях - модели, сделанные из бумаги и картона. В натуральную величину. Во всяком случае, насчет натуральной величины написано во всех статьях, которые я просмотрела. Может быть достаточно было бы и уменьшенных копий ксероксов, стульев и прочих элементов быта,- иллюзия и тогда была бы полной, наверное. Но у Деманда все по-честному, и это впечатляет.





Как правило, Деманд берет фотографии из газет и журналов, и по ним кропотливо воссоздает некое пространство с обстановкой. Чтобы потом сфотографировать. То есть делает изображение изображения, чтобы сделать изображение. То, что получается в итоге, трижды удалено от первоначального реального объекта.



После того, как фотография сделана, модель уничтожается.
Деманд никак не скрывает искусственности своих конструкций. То, что они бумажно-картонные, вообще-то очевидно. Но если бы вы об этом сейчас не прочитали, с какого взгляда вы бы это поняли?



Обычно на фотографиях из СМИ, которые использует Деманд, представлены не просто интерьеры каких-то безликих контор, как может показаться. Чаще всего - это места, связанные с историческими или политическими событиями и персонами. Бункер Гитлера, комната Билла Гейтса в студенческом общежитии; архивы Лени Рифеншталь; гостиничный номер, где Рон Хаббард писал "Дианетику"; кухня Саддама Хусейна; туннель, в котором разбилась Диана.



Прототип реален и конкретен, но итоговые изображения Деманда деперсонализированы, однородны, сливаются в какое-то одно смутно-подсознательно знакомое место. Абстрактное и стерильное, лишенное людей и вообще признаков жизни. Измененное, подвергшееся манипуляции. Но все же еще вполне правдоподобное и даже где-то узнаваемое, правда? :)



Посмотреть фотографии Томаса Деманда можно, например, по этим ссылкам:
Раз
Два
Три
Четыре
Пять
Шесть

linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]annabaskakova
2008-03-15 10:23 pm (UTC)

(Link)

Наверное, далека я от фотографического искусства, но мне он кажется просто чокнутым. А картинки скучные.
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 05:54 am (UTC)

(Link)

Хи-хи, я так и предчувствовала:) Когда я в прошлый раз говорила о реакции студентов на концептуалистов, ты тоже высказала свое презрение:))))
[User Picture]From: [info]ionovagribina
2008-03-16 10:07 am (UTC)

(Link)

мне очень понравился он!
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 08:03 pm (UTC)

(Link)

Три голоса за, три голоса против, один нейтральный:))
[User Picture]From: [info]kry_katrin
2008-03-16 07:50 am (UTC)

(Link)

Ого. Чем только люди не занимаются... Это ж надо, тратить столько сил и труда, чтобы сфотографировать то, что и так уже сфотографировано... Нет, он действительно настоящий художник :))
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 07:58 pm (UTC)

(Link)

Ну, силы и труд люди куда только не прилагают:))
[User Picture]From: [info]nuovo
2008-03-16 10:55 am (UTC)

(Link)

люблю его
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 07:59 pm (UTC)

(Link)

Благодарю за поддержку:))
[User Picture]From: [info]miooim
2008-03-16 10:57 am (UTC)

(Link)

Клёва блин.
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 08:02 pm (UTC)

(Link)

Представляешь, отправила этот пост в комьюнити prophotos, а они его отвергли! Вот сижу, чешу репу, думаю, к чему бы это..:)
[User Picture]From: [info]miooim
2008-03-16 08:13 pm (UTC)

(Link)

Да глупая оне не бери в голову :)
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 08:17 pm (UTC)

(Link)

Перечитала правила сообщества. Может быть отвергли из-за того, что кое-какие картинки по пикселям не проходят.. Буду думать, что из-за этого, а не по цензурным каким-нибудь соображениям:))
[User Picture]From: [info]miooim
2008-03-16 08:23 pm (UTC)

(Link)

:)
[User Picture]From: [info]machasgracias
2008-03-16 12:06 pm (UTC)

(Link)

помню, нам в худ. музей приезжали мальчики-голландцы со своим визуальным проектом.
пейзажи с сурепкой, травки-муравки - все было нарисовано ими и абсолютно неотличимо от настоящего.
я ходила по залам, где снова снова всходило точь-в-точь солнце и росла сурепка, и в голове был один вопрос: и к чему тут показывают эти кладбищенские искусственые цветы?
кстати, там тоже были летающие чашки и ложки.
мы даже поговорили с этими ребятами, они показались мне интересными людьми и вполне творческими притом. однако, их вообще не было в этих скучных копиях. в общем, произведения, в которых абсолютно НЕТ автора, нет его взгляда, меня никак не цепляют.
вопросы, которые Томас Д. задает о реальности, быть может, имеют онтологическую ценность, но визуально разбираться, где тут копии реальности, а где третий оттиск, как-то неинтересно....
от искусства ждешь создания новой художественной реальности, а не картонной копии рельности уже существующей.
[User Picture]From: [info]okrilennaya
2008-03-16 01:26 pm (UTC)

(Link)

не трогает, но интересно. просто не вижу смысла в этом обмане обмана
[User Picture]From: [info]okrilennaya
2008-03-16 01:27 pm (UTC)

(Link)

извиняюсь. написала не туда
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 07:57 pm (UTC)

(Link)

Ну, это эдакое исследование фотографических вопросов, но средствами самой фотографии. Объекты концептуального искусства часто вызывают трудности, потому что зритель пытается воспринимать их как привычный эстетический объект, а это на самом деле некое рассуждение, исследование, только в форме произведения искусства, а не искуствоведческой монографии, например:)
[User Picture]From: [info]ionovagribina
2008-03-16 08:22 pm (UTC)

(Link)

вот! именно!!
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 08:43 pm (UTC)

(Link)

Признаюсь в ужасном:). Я когда первый раз его работы увидела, естественно, сразу не поняла, что это муляжи. Но и без этого понимания как-то сразу прониклась теплотой. "Вот, - думаю, - чувак ксероксы и углы фотографирует - круто!" :) А когда узнала, что он все это, оказывается, вручную воспроизводит, почувствовала, что загипнотизирована:)) Я сама не очень пока могу объяснить, почему меня привлекают какие-то занудные, невнятные банальности, причем именно как раз сами по себе, даже если я не просекаю концепцию:). Хотя, конечно, надо это как-то вербализовать, объяснить. Проговорить и понять хотя бы для себя.
[User Picture]From: [info]ionovagribina
2008-03-17 12:18 am (UTC)

(Link)

да, я знаю, тебя т а к о е привлекает ;)
и еще разное другое..... )))
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-17 09:49 am (UTC)

(Link)

"У каждого свои недостатки" (с) :)))
[User Picture]From: [info]ionovagribina
2008-03-17 10:21 pm (UTC)

(Link)

или достатки)))
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 08:07 pm (UTC)

(Link)

Так, в слове "искусствоведческой" потерялось одно "С" :)
[User Picture]From: [info]okrilennaya
2008-03-16 08:10 pm (UTC)

(Link)

не ну если рассматривать как искусствоведческий материал то тогда да. интересный ход
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 07:53 pm (UTC)

(Link)

А еще были гиперреалисты (да и сейчас есть), которые фотографии перерисовывали, увеличив до гигантских размеров:)) Подобные вещи следует рассматривать скорее как текст, иследование, умозрение, чем как эстетический объект в привычном понимании. А что там с голландцами - не могу судить, но было бы интересно посмотреть:))
Кстати, здесь автор как раз ЕСТЬ по-моему. Весьма и весьма:)
[User Picture]From: [info]machasgracias
2008-03-16 08:42 pm (UTC)

(Link)

как исследование - согласна, говорю я, испорченная эстетическим взглядом! :)
тогда интерес представляют, пожалуй, не столько результаты, не фотографии, а в большей степени - процесс этого исследования.
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 08:47 pm (UTC)

(Link)

Ну да, это так и есть в общем-то. Но еще прочитай мой ответ Маше: http://agnesvogeler.livejournal.com/38035.html?thread=581011#t581011
Ничего не могу с собой поделать:)))
[User Picture]From: [info]machasgracias
2008-03-16 08:51 pm (UTC)

(Link)

ага, почитала...
Ир, ты только не думай: это не патология:))))
видимо, твое зрение уже вовсю воспринимает фотографию как процесс, ощущает динамику мысли.
мое же - от силы как результат.
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 09:24 pm (UTC)

(Link)

Ой да ну, скажешь тоже - динамика мысли... Впрочем, даже если б и патология - это ничего:)
[User Picture]From: [info]machasgracias
2008-03-16 09:25 pm (UTC)

(Link)

да, я коряво выражаюсь...
ну ты поняла:))
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 09:33 pm (UTC)

(Link)

Да нет, ты как раз очень ясно выражаешься. :)
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-16 09:35 pm (UTC)

(Link)

Просто, по-моему преувеличиваешь мои способности проникать мыслью и взглядом...куда либо:)
[User Picture]From: [info]machasgracias
2008-03-16 09:39 pm (UTC)

(Link)

дай повосхищаться немножко!!

пока ты тут, спрошу тебя о сокровенном, детском. шепотом, мелким курсивом:
так что, красной пленки таки нет в природе?
и почему ты не поднимала этот вопрос в своем журнале?
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-17 09:48 am (UTC)

(Link)

Это когда проявляешь, а там все голые?:)) Действительно, надо это обсудить! Важный вопрос на самом деле:)
[User Picture]From: [info]machasgracias
2008-03-17 09:56 am (UTC)

(Link)

да, детская страшилка советского времени.
сделана из таких компонентов:
непостижимость таинства фотографирования (и оно окрашено в красный цвет, это все знали) плюс чисто восточный страх того, что фото могут использовать против тебя.
как? да потом голышом на карточке будешь и все тут!
[User Picture]From: [info]machasgracias
2008-03-16 09:42 pm (UTC)

(Link)

ой, только не забанивай меня за это!
[User Picture]From: [info]agnesvogeler
2008-03-17 09:47 am (UTC)

(Link)

За такое не забанивают, а как раз наоборот!:))
[User Picture]From: [info]tpars
2008-03-17 02:45 pm (UTC)

(Link)

Любопытно. Но зачем он делает так много? По-моему, нескольких фото было бы достаточно.

Advertisement