?

Log in

Вивиан Майер - Agnes Vogeler [entries|archive|friends|userinfo]
Agnes Vogeler

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вивиан Майер [Aug. 29th, 2015|05:02 pm]
Agnes Vogeler
[Tags|]

Продолжаю время от времени выкладывать свои статьи. Статья про Вивиан Майер для "Фото и техники" двухлетней давности.

Рисунок1.jpg

ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ В ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ

История открытия фотографа Вивиан Майер - почти детективный сюжет. (Что привлекает к ней не меньше внимания, чем, собственно, фотографии). В 2007 году молодой чикагский риэлтор-краевед Джон Малуф купил на местном аукционе несколько коробок со старыми плёнками, надеясь найти среди них что-нибудь для иллюстраций к своей книге о пригороде Чикаго. Ничего подходящего в этих коробках не оказалось, но, отсканировав несколько плёнок, Джон понял, что фотографии небезынтересны, и стал понемногу выкладывать их в свой блог. Там их мало кто заметил, но, чем больше Джон сканировал, тем больше увлекался, понимая, что нашёл нечто замечательное. Что подтвердилось после публикации фотографий на Flickr – посыпались восторженные комментарии и предложения выставок. Имя автора – Вивиан Майер было несложно выяснить – оно подписано на конвертах и квитанциях из проявок. Также удалось найти информацию о том, что Майер жива, находится в доме престарелых, но по состоянию здоровья не может часто принимать посетителей. Дальше этого Джон Малуф не пошёл, но фотографий выкладывал всё больше, общественный интерес возрастал, и к 2009 году стало понятно, что неплохо бы всё же получить больше сведений об авторе. Джон погуглил ещё и на сайте местной газеты обнаружил короткий некролог. Вивиан Майер скончалась два дня назад. Задавать вопросы теперь было некому, кроме разве что неких Джона, Лэйна и Мэтью, которые сообщили о своей скорби по поводу кончины «второй матери», «прекрасного человека, кинокритика и замечательного фотографа». Ничего, кроме этой информации и содержимого коробок, которые до сих пор не были до конца разобраны, у Джона не осталось. Но, увлёкшись расследованием, он нашёл несколько зацепок, которые позволили ему по крупицам восстановить биографию Вивиан Майер. Всё, что мы о ней знаем – извлечено из этих коробок и воспоминаний нескольких, знавших её людей.

Вивиан Майер родилась в Нью-Йорке, но в юности жила также во Франции. В 1956 году прибыла в Чикаго и устроилась работать няней в семейство Генсбургов, у которых было три сына – Джон, Лэйн и Мэтью. Они сравнивали Майер с Мэри Поппинс. Эксцентричная, замкнутая, строгая девушка в большой шляпе, мешковатом пиджаке и мужских ботинках, которая ничего не рассказывает о себе, ни с кем не встречается, везде ходит с камерой и снимает по плёнке в день, но никому не показывает фотографий. Любит говорить о кино, политике и обществе, но пресекает любые попытки вторжения в личное пространство. Но с ней невероятно интересно, - она приносит в дом дохлую змею, водит мальчиков на кладбище, смотрит с ними авангардные фильмы и договаривается с молочником, чтобы он отвёз их в школу на своём фургоне. Единственная ценная собственность, которую она накапливает – отснятые плёнки, кассеты с любительскими аудио- и видеозаписями и газеты. Стопки газет, которые нельзя выбросить, потому что в каждой есть какая-нибудь нужная статья, которую когда-нибудь захочется перечитать. В 1972 году Вивиан покидает Генсбургов, - дети выросли, им больше не нужна няня. Вместе со своим огромным архивом в последующие годы она переезжает из семьи в семью. Но что случается с одинокими нянями без определенного места жительства, когда они стареют? Некоторые улетают с ветром, а других, к счастью, находят их благодарные воспитанники, снимают квартиру и помогают с деньгами, а когда няни сами начинают нуждаться в постоянном присмотре – помещают в приличный дом престарелых. Джон, Лэйн и Мэтью Генсбурги заботились о своей бывшей няне до конца. Но её вещи, похоже, совсем перестали кого-либо интересовать. Плата за хранение многочисленных коробок на складе прекратила поступать, и склад распродал их с аукциона. Если бы покупатель Джон Малуф не проявил энтузиазма, мир никогда не узнал бы о фотографе Вивиан Майер.

Рисунок2.jpg

Рисунок3.jpg

Она снимала все, что её окружало и казалось ей интересным. Людей, происшествия, предметы, витрины, товары, машины, мусор и собственные отражения – то есть, занималась уличной фотографией. Отличие стрит-фотографии от близких ей репортажа и документальной съемки в том, что стрит-фотограф не имеет конкретной задачи. Он просто прогуливается и снимает всё подряд. В чём состоит очарование Вивиан Майер? В том же, что привлекает нас в любой хорошей уличной съёмке: яркие характеры, живые наблюдения, неожиданные сопоставления, ирония, юмор, парадоксы, лёгкий абсурд и красота повседневности, которую мы не замечаем в жизни, но любим в фотографии, потому что она придаёт ценность банальному, неважному, мимолётному.
Вивиан Майер сравнивают почти со всеми известными авторами, занимавшимися уличной съёмкой – Эвансом, Кертешем, Картье-Брессоном, Дуано, Левитт, Модел, Франком, Фридлендером, Винограндом и т.п. Действительно, среди десятков тысяч её снимков (а мы видели далеко не все из них – часть плёнок всё ещё не проявлены) можно найти фотографии, «в стиле» любого из них. Тысячи фотографий и никакого авторского отбора – вот с чем мы имеем дело. Зритель восхищается фотографиями Майер по понятным причинам: общий подъём интереса к стрит-фотографии, ностальгия, загадочная фигура автора и его несомненный талант. На фотографиях мы видим жизнь Чикаго 50-70-х годов. Колоритные типажи, смешные, странные или трогательные ситуации, разнообразие костюмов, деталей, точек зрения. Изображения ясно читаемы, зрителю понятно, на что именно надо смотреть, кто главный герой и что происходит. Но авторский отбор и редактирование снимков значит для истории не меньше, чем сам факт фотографирования. Представим, что мы вдруг нашли необработанные архивы неких никому не известных Анри Картье-Брессона или Анселя Адамса, в которых всё вперемешку: и то, что они отобрали для книг и выставок и то, что без сожаления выбросили бы. Получились бы тогда Картье-Брессон и Адамс, которых мы знаем, которые стали классиками фотомастерства, которые участвовали в формировании визуальной культуры 20 века? Вряд ли.

Рисунок4.jpg

Рисунок5.jpg

Критики говорят о Майер разное, иногда мнения диаметрально расходятся. Это не удивительно. Мы не знаем о ней ничего. Как фотограф по призванию, она снимала, потому что не могла не снимать. Как профессиональный автор она не существует. Она не выставлялась, не печаталась, не продавалась, у неё не было учителей, соратников, учеников и зрителей. Мы понятия не имеем о том, насколько она разбиралась в фотографии, знала ли других фотографов, подражала ли кому-то сознательно, цитировала ли или пародировала других. Выдающийся ли она мастер или просто талантливый – сказать затруднительно. Она сообщила нам слишком много – то есть, ничего конкретного и внятного – о своём взгляде на человека, политику, общество, город, Америку, искусство и фотографию. Она никогда не будет частью истории фотографии, - только примечательной частностью, только визуальным «эхом» вокруг знаковых авторов, взглядов и концепций. Мы также не знаем, хотела ли Вивиан Майер вообще что-то сообщать нам. Возможно, она снимала только для себя и не думала о себе как о фотографе.
История Вивиан Майер навсегда останется детективным сюжетом – интересным и поучительным. Но мы всё равно благодарны за неё судьбе и Джону Малуфу.

Рисунок6.jpg

Рисунок7.jpg


Рисунок8.jpg


Рисунок9.jpg


Рисунок10.jpg


Рисунок11.jpg



Рисунок13.jpg


Рисунок14.jpg


Рисунок15.jpg


Рисунок16.jpg


Рисунок17.jpg


Рисунок19.jpg


Рисунок20.jpg



Рисунок21.jpg



Рисунок22.jpg


Рисунок23.jpg


Рисунок24.jpg


Рисунок25.jpg


Рисунок26.jpg


Рисунок28.jpg


Рисунок29.jpg


Рисунок30.jpg


Рисунок32.jpg



Рисунок33.jpg


Рисунок34.jpg


Рисунок36.jpg
linkReply

Comments:
[User Picture]From: michletistka
2015-08-29 04:54 pm (UTC)
Какая она славная! Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2015-08-29 05:08 pm (UTC)
Ага))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mamamarusa
2015-08-29 06:22 pm (UTC)
Очень люблю Ваши статьи! Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2015-08-29 08:25 pm (UTC)
Спасибо большое.)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bor75
2015-08-29 06:24 pm (UTC)
Очень интересно. Спасибо. :)
Да и вообще - давно Вы ничего не писали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2015-08-29 08:26 pm (UTC)
Спасибо! Я сама мучаюсь от этого. Хочу писать, но всё время что-то препятствует.))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reportret
2015-08-29 08:49 pm (UTC)
двухсотлетней? ;-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2015-08-29 10:05 pm (UTC)
Почти))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikoljja
2015-08-30 08:20 am (UTC)
У нее совершенно потрясающие фотографии.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2015-08-30 09:51 pm (UTC)
Ну да.)
(Reply) (Parent) (Thread)