?

Log in

Shizuka Yokomizo - Agnes Vogeler [entries|archive|friends|userinfo]
Agnes Vogeler

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Shizuka Yokomizo [Sep. 11th, 2014|03:46 pm]
Agnes Vogeler
[Tags|]

017.jpg

Проект художницы Сидзуки Йокомидзо “Strangers” (1998-2000) – пример использования фотографии как средства психологического исследования.
В разных городах (Берлин, Токио, Лондон, Нью-Йорк) художница выбирала удобные для съёмки дома и посылала их жителям письма, начинавшиеся словами «Дорогой незнакомец». В письме объяснялась цель проекта и содержалась просьба – если человек согласен участвовать, в определённое время он должен выглянуть в окно – так, чтобы его было удобно сфотографировать снаружи. «Никого, кроме вас не должно быть в комнате». Да, ни родственников, ни друзей, ни полиции, - никаких свидетелей, только вы и я.)))
Со своими моделями Йокомидзо обходилась максимально этично, присылала готовый отпечаток на рассмотрение и дополнительно спрашивала разрешения на его демонстрацию и публикацию. Но никогда лично не встречалась ни с кем из этих людей.
Таким образом, получился парадоксальный перформанс, в котором сошлись противоположности: абсолютное дистанцирование и предельная интимность; анонимность, эксгибиционизм и вуайеризм; сотрудничество, доверие, контроль и власть.

013.jpg

Проводя каждую съемку, художница всякий раз испытывала эмоциональное напряжение и волнение. А для людей, которые соглашались побыть объектами такого анонимного портретирования – это могло быть просто страшно, это она тоже понимала. Их взгляды и позы демонстрируют разное: любопытство, смущение, подозрение, вызов и т.п. Однако все они проявили высокую степень доверия абсолютно чужому человеку.
Социальное положение, возраст, обстановка квартиры и т.п. Йокомидзо не интересовали. Эта работа - один из многих подобных проектов на стыке документальной и постановочной фотографии - не социально-статистический, а психологический. Её интересовал только момент контакта, столкновения, доверия – разного рода психологических взаимодействий между незнакомцами.

012.jpg


015.jpg


24783334a1a2529e48172c433b7c8e268e819d9e_m.jpg


016.jpg


014.jpg
linkReply

Comments:
[User Picture]From: zverek_alyona
2014-09-11 12:04 pm (UTC)
Первое впечатление: creepy. Второе и третье впечатления такие же. :) Наверно, потому, что я совершенно не эксгибиционист, даже "где-то очень глубоко" (я не фотограф, поэтому смотрю с точки зрения "моделей").
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2014-09-11 12:10 pm (UTC)
Ну, они же сами согласились, можно было и отказаться.)) Мне кажется, это так пронзительно-трогательно.))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zverek_alyona
2014-09-11 12:23 pm (UTC)
Я же не об их впечатлениях пишу, а о своем. :) Пронзительно-трогательного даже близко не увидела. Внутреннего напряжения много, этого не отнять. В общем, на меня производит впечатление чего-то угнетающего.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2014-09-11 12:44 pm (UTC)
Да я понимаю, что о своём, я тоже о своём. (Ну, в комментарии)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ollivert
2014-09-11 12:24 pm (UTC)
один из моих любимых проектов! а что-нибудь похожее вам встречалось?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2014-09-11 12:46 pm (UTC)
Да, мне тоже очень нравится. Ну как похожее, есть много проектов, которые исследуют язык тела и разные формы взаимодействия. Мелани Манхот, например, много с этим работала.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: az
2014-09-11 04:04 pm (UTC)
класс!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2014-09-11 04:54 pm (UTC)
Ага, мне тоже нравится.))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 2deetz
2014-09-11 04:10 pm (UTC)
у них было слишком много информации
это к чертям ломает все что касается
>абсолютное дистанцирование и предельная интимность; анонимность, эксгибиционизм и вуайеризм; сотрудничество, доверие, контроль и власть.
=\
когда фотографию приходится вот так вот объяснять кучей сопроводительного текста, это хуже нету
=\
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2014-09-11 04:59 pm (UTC)
Любое искусство нужно объяснять кучей сопроводительного текста, за исключением того, про которое объяснили в детстве в учебнике и поэтому кажется, что оно само собой понятно.))
Но да, это уже не совсем фотография в традиционном понимании, здесь почти не важна эстетическая составляющая и нет "искусства фотографии".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 2deetz
2014-09-11 05:28 pm (UTC)
ну вот далеко не любое
музыка прекрасно без этого обходится
кино тоже
архитектура и скульптура
живопись
да и фотография, такая, подлинная

все это вполне может обходиться без тысячи тонн сопроводительного текста
потому что любое произведение само по себе уже текст
и когда к нему начинают приделывать костыли сопроводиловки — это уже неуважение к зрителю/слушателю и попытка загнать его в жесткие рамки: "Нет, ты должен думать ТАК а не иначе"
это подло и пошло

да, совсем без текста нельзя, но хороший текст тем и хорош, что находится вне конкретики и направлен на экспликацию возможных путей формирования стратегии чтения

сколько раз был на фотовыставках, где рядом с сериями была написана откровенная чушь, не выдерживающая никакой критики; ну нет в тех снимках описанного на клочке бумаги, зато много чего другого есть, куда более интересного

и тем более убого выглядят описания технологии производства
они уничтожают магию, являются надругательством над мистичесским пониманием в ауре тайны
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: az
2014-09-11 06:36 pm (UTC)
какие чудесные к вам, Ира, комменты приходят! длинные, развернутые и честные. предлагаю артпроект: книга из таких комментариев )))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2014-09-11 07:21 pm (UTC)
Андрей, я подозреваю, уж не один такой проект был.
http://fotki.yandex.ru/users/agnesvogeler/view/915766 (ссылка 21+)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: az
2014-09-11 07:51 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2014-09-12 04:37 am (UTC)
Да, это исчерпывающе)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reportret
2014-09-11 09:57 pm (UTC)
Андрей, вы сейчас в самом деле язвите в адрес всех, кто пишет больше, чем СМС? Или мне так показалось и дело всё же не в размере коммента, а в том, что вы просто не очень согласны с автором?


Edited at 2014-09-11 09:59 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: az
2014-09-11 10:07 pm (UTC)
в данном случае размер не имеет большого значения. сила эмоций имеет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: taxipro
2014-09-11 06:04 pm (UTC)
Интересный подход.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: syrchikova
2015-01-21 10:35 am (UTC)
Очень интересно. Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2015-01-21 03:33 pm (UTC)
Спасибо!)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: felix_mencat
2015-05-25 08:17 am (UTC)
Добрый день!

Скажите, пожалуйста, можно этот пост перепостить в сообщество, посвященное женскому визуальному искусству - femart?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2015-05-25 12:42 pm (UTC)
Конечно можно, спасибо!)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nebo_nizko
2015-07-26 09:35 pm (UTC)
здорово! и идея и исполнение! интересно, как долго люди позировали фотографу? ведь ее же наверное им не было видно, судя по тому, что за окном темно. хотя возможно она им указала в письме длительность фотосессии, раз у нее все так продумано
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agnesvogeler
2015-07-27 09:52 am (UTC)
Ну да, очевидно, она им сообщала, сколько минут, приблизительно, нужно стоять у окна.))
(Reply) (Parent) (Thread)